Вариатор или автомат, что лучше для автолюбителя

 Очень часто автоматическую, роботизированную коробки передач и вариатор объединяют в одно понятие — «коробка автомат». Отчасти это правильно.

Но только в том, что все действия по переключению скоростей, которые на механике выполнялись водителем в этих устройствах выполняются автоматикой.  А если точнее — электроникой.

И если роботизированная коробка передач и АКПП работают по схожему сценарию, то вот вариатор это несколько другое устройство.

Зачастую даже работники салонов не могут объяснить вам, в чем отличие вариатора от автоматической трансмиссии. Распространенным ответом бывает примерно следующее: вариатор набирает скорость более плавно, без рывков. Коробка автомат же более шустрый, быстрее набирает обороты (хотя и не всегда). Кроме того и переключения скоростей заметны по рывкам, что также не факт.

Коробка передач вариатор

Самое интересное, что автомобиль с вариатором, на первый взгляд, ничем не отличается от машины с автоматической КПП. Педалей всего две и рычаг переключения режимов трансмиссии — P, R, N, D — такой же. Все похоже. Но работает вариатор совершенно по-другому.

коробка передач вариатор принцип работы

Да действительно, вариатор характеризуется плавным ходом и набором скорости. И причина тому особенности конструкции, которые физически вообще не имеют передач.

Тогда по какому принципу  происходит набор скорости? Чтобы это понять, надо представить себе то, как устроен вариатор.

Говоря простым языком, эта трансмиссия имеет два вала — ведущий и ведомый. Ведущий соединён с валом двигателя. Поэтому ведомый соответственно передаёт крутящий момент на колеса.

И первый и второй имеют конусообразную форму. Расположены они параллельно друг другу таким образом, что «вершина» конуса одного находится напротив «основания» конуса другого. И сделано это вот для чего.

Как работает вариатор

Когда водитель нажимает на педаль газа и двигатель начинает раскручивать ведущий вал, ремень, соединяющий два конуса, начинает приводить в движение ведомый вал. Во время начала движения передаточный ремень находится на «вершине» конуса ведущего вала и на «основании» конуса ведомого.

Рекомендуем прочитать  Как повысить кпд двигателя внутреннего сгорания

коробка передач вариатор принцип работы По мере набора скорости, отслеживающая этот параметр электроника начинает плавно перемещать ремень на ведущем конусе в сторону «основания». На ведомом, наоборот, в сторону «вершины».

Аналогично происходит и в автоматической коробке передач, когда во время старта сначала малые шестерни раскручивают большие и затем при увеличении скорости наоборот, большие шестерни крутят малые.

В этом и заключается секрет сглаженной работы вариатора, в отсутствии шестерней, скачков с шестерёнок одного диаметра на другой. Вместо этого плавное перемещение ремня по валу.

Это и есть основное различие между рассматриваемыми коробками передач.

Данное описание вариатора является упрощенным. В реальности в автомобилях осуществлена немного другая схема, но очень похожа на описанную выше.

коробка передач вариатор принцип работы

На схеме можете посмотреть устройство вариатора современных автомобилей. Это более компактное устройство. Заштрихованные участки на схеме — это ремень. Коробка передач вариатор представлен в разрезе.

Чем отличается автомат от вариатора

Отличие коробки автомата от вариатора можно рассмотреть на плюсах и минусах каждой трансмиссии. Теперь о плюсах и минусах. Объективно судить очень сложно, так как суждения и отзывы автолюбителей перемешиваются с действиями маркетологов, которые часто лукавят. Но основные достоинства и недостатки вариатора и автомата выделить все- же можно.

Плюсы и минусы вариатора:

  • обеспечивает плавный ход, без рывков и плавный набор скорости.
  • хорошо зарекомендовал себя при движении по грязи или скользкому и мокрому асфальту, так как не повышает резко обороты.
  • ремонт более дорогой, так как несмотря на видимую простоту конструкции, его устройство гораздо более сложное.
  • не на все машины можно установить вариатор — не устанавливается на очень мощные двигатели.

Плюсы и минусы автоматической коробки передач:

  • присутствует в меру рёв мотора, нехарактерный для вариатора. Для многих владельцев машин это важно.
  • проще в ремонте и считается более надежным, чем вариатор.
  • большинство современных автоматов практически лишены рывков при переключении передач, которые могли бы доставлять неудобства при вождении.
  • есть функция ручного переключения передач в отличие от вариатора, у которого нет этих передач.
Рекомендуем прочитать  АКПП или коробка автомат типтроник

коробка передач вариатор принцип работы Рассуждать о вопросах экономии и динамике этих двух трансмиссий крайне сложно, так как очень много зависит и от типа топлива и от манеры вождения и от опыта водителя.

Так или иначе, скоростные характеристики однозначно будут примерно схожими при прочих равных условиях. Можно сказать, что большого отличия автомата от вариатора нет.

На сегодняшний день вариаторы получают большое распространение на автомобилях самых разных классов. Тем более, что и стоимость их обычно, дешевле хороших классических «автоматов».

Учитывая то, что вариаторы располагают бесконечным числом передач, они дают возможность работать силовому агрегату на самом выгодном режиме с  наименьшим расходом топлива. Потому модели автомобилей с вариаторами отличает, при прочих равных характеристиках, высокая экономичность, сочетающаяся с не менее приличной динамикой.

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. Геракл:

    Чего тут думать, конечно коробка автомат для всей страны. Для Москвы и других мегаполисов можно и вариатор- там хоть отремонтировать его можно. В глубинке часто и АКПП не ремонтируют, так как нет специалистов.

© 2019 Автолюбители, б/у автомобиль с пробегом, сообщество автолюбителей, подержанные автомобили ·  Приходите в сообщество автомобилистов "MyUsedCar", общайтесь. Читайте статьи про подержанные машины на сайте и делитесь ими с друзьями - копируя ссылки на понравившиеся материалы. Все новости, аналитическая информация и другие материалы, опубликованные на сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже автомобилей, каких-либо услуг и товаров. Все публикуемые материалы предназначаются для лиц старше 18 лет (18+) и носят информационный характер. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на сайте, несет рекламодатель.